Участие в 9-ой конференции EURACHEM по проверкам квалификации (РТ)
Сотрудник ООО «Профилаб» Миранович-Качур Светлана Алексеевна приняла участие в 9-ой конференции EURACHEM по проверкам квалификации в аналитической химии, микробиологии и лабораторной медицине.
Конференция проходила в городе Порторож, Словения с 8 по 12 октября 2017 года, и была организована рабочей группой по РТ EURACHEM совместно с организациями CITAC (сообщество по международной прослеживаемости в аналитической химии) и EQALM (Европейская организация по внешнему подтверждению качества в лабораторной медицине).
Сотрудник ООО «Профилаб» Миранович-Качур Светлана Алексеевна в рамках 9-ой конференции EURACHEM по проверкам квалификации прошла обучение по следующим темам:
- основные статистики, используемые в РТ;
- сложные статистические методы при обработке данных РТ;
- графические средства, применяемые в РТ, согласно ISO 13528;
- язык РТ и отчетность по РТ.
В работе 9-ой конференции EURACHEM по проверкам квалификации приняло участие 199 специалистов из 53 стран мира. 16 докладов было заслушано на рабочих сессиях, 57 докладов было представлено в виде постеров.
В рамках конференции в виде докладов, а также тем рабочих групп, были рассмотрены ключевые вопросы:
важность интерпретационных программ РТ;
изменения, произошедшие в РТ в развивающихся странах, за последние 10 лет;
применение ISO/IEC 17043 в программах РТ по пробоотбору;
традиционные и виртуальные образцы для проверки квалификации;
опыт применения EA-4/18;
использование и трактование неопределенности измерений в программах РТ.
Большое количество докладов было посвящено опыту проведения программ РТ в области лабораторной медицины и микробиологии.
Рабочая группа 1 «Важность интерпретационных программ РТ»
Цель: рассмотреть, что понимается под интерпретационными программами РТ, важность таких программ вместе со сложностями их организации
В ходе заседания рабочей группы 1 участниками были обсуждены следующие вопросы:
- Что понимать под интерпретационными программами РТ (какие типы программ существуют; в каких областях они используются; почему они важны)?
- Какие сложности такие программы представляют для: а) провайдеров РТ; б) органов по аккредитации?
- Как выполняется оценивание в таких программах (что используется в качестве приписанного значения; какие характеристики функционирования используются; какие типы критериев приемлемости используются)?
- Как решаются вопросы прослеживаемости и неопределенности в таких программах?
По результатам обсуждения в рамках рабочей группы была отмечена актуальность интерпретационных программ РТ в части образовательного аспекта и улучшения качества, а также в случае, когда образец для проверки квалификации сложно подготовить, он дорогостоящ и его сложно транспортировать.
Рабочая группа 2 «Изменения, произошедшие в РТ в развивающихся странах, за последние 10 лет»
Цель: рассмотреть, как эволюционировали программы РТ в развивающихся странах в течение последних 10 лет
В ходе заседания рабочей группы 2 участниками были обсуждены следующие вопросы:
- Какие изменения наблюдаются в доступности программ и уровне участия (по регионам; по областях деятельности)?
- Что послужило поводом для изменения доступности программ и уровня участия?
- Как изменилось осознание важности РТ: на уровне лабораторий; на уровне управляющего персонала лабораторий; на уровне государственных/ контролирующих органов? Как можно улучшить это осознание?
- Что нужно изменить в течение следующих десяти лет для обеспечения устойчивого развития программ РТ (каковы текущие проблемы; какая необходима поддержка для решения этих проблем; как можно провести аккредитацию местных программ)?
По результатам обсуждения в рамках рабочей группы были отмечены сложности применения РТ в развивающихся странах: стоимость, ограниченность программ РТ, отсутствие поддержки со стороны государства, сложности в применении статистических подходов, сложности с логистикой и обменом информации, отсутствие сотрудничества с международными провайдерами РТ.
Рабочая группа 3 «Применение ISO/IEC 17043 в программах РТ по пробоотбору»
Цель: рассмотреть, что понимается под программами РТ по пробоотбору, а также важность таких программ вместе со сложностями получения их аккредитации
В ходе заседания рабочей группы 3 участниками были обсуждены следующие вопросы:
- Что понимать под программами РТ по пробоотбору (какие типы программ существуют; в каких областях они используются; почему они важны)?
- Какие существуют проблемы при применении ISO/IEC 17043 для программ РТ по пробоотбору (какие требования стандарта сложны для реализации; как можно выполнить эти требования для таких программ)?
- Вероятно ли изменение в потребности программ РТ по пробоотбору в будущем?
- Как решаются вопросы прослеживаемости и неопределенности в таких программах?
По результатам обсуждения в рамках рабочей группы были отмечены сложности реализации требований ISO/IEC 17043 в программах РТ по пробоотбору: однородность и стабильность образцов; установление приписанного давления; конфиденциальность и сговор участников; логистика и затраты.
Рабочая группа 4 «Традиционные и виртуальные образцы для проверки квалификации»
Цель: рассмотреть достоинства применения традиционных и виртуальных образцов для проверки квалификации
В ходе заседания рабочей группы 4 участниками были обсуждены следующие вопросы:
- Что понимать под виртуальными образцами для проверки квалификации (какие типы виртуальных образцов РТ существуют; в каких областях они используются)?
- Каковы сильные и слабые стороны традиционных и виртуальных образцов для проверки квалификации?
- Какие существуют проблемы в разработке виртуальных образцов для проверки квалификации?
- Какие отзывы получены от применения виртуальных образцов для проверки квалификации: от участников; от органов по аккредитации?
По результатам обсуждения в рамках рабочей группы были отмечены большие возможности нового подхода по применению виртуальных образцов для проверки квалификации, однако данный подход может только дополнять РТ с реальными образцами для проверки квалификации.
Рабочая группа 5 «Опыт применения EA-4/18»
Цель: рассмотреть опыт применения EA-4/18 с момента его публикации в 2010 году
В ходе заседания рабочей группы 5 участниками были обсуждены следующие вопросы:
- Насколько полезен документ для: лабораторий; провайдеров РТ; орагнов по аккредитации?
- Изменил ли этот документ уровень и частоту участия в РТ?
- Какие существуют сложности в подготовке плана участия в РТ?
- В какой степени учитывается оценка риска: лабораториями в рамках их планирования участия в РТ; органами по аккредитации при оценке лабораторий?
- Является ли согласованной реализация этого руководства (какие отличия наблюдались; следует ли требования документа возвести в ранг обязательных, а не руководства)?
По результатам обсуждения в рамках рабочей группы были приняты решения о пересмотре EA-4/18 в части более детального рассмотрения вопросов частоты участия, выделения субдисциплин, определения эквивалентности, анализа рисков. Также была отмечена потребность в обучении по EA-4/18 на уровне ЕА.
Рабочая группа 6 «Использование и трактование неопределенности измерений в программах РТ»
Цель: рассмотреть, как неопределенность измерений используется и трактуется в программах РТ
В ходе заседания рабочей группы 6 участниками были обсуждены следующие вопросы:
- Что является распространенной практикой в программах РТ: запрашивать неопределенность результата участника; оценивать заявленные неопределенности (как?); использовать заявленную неопределенность для оценивания результата (как?)?
- Как участники реагируют на требование заявить неопределенность своего результата?
- Следует ли поощрять участников за представление неопределенности своего результата (если да, как этого можно достичь; кто может/должен управлять этим)?
- Будет ли полезным для участника заявление неопределенности своего результата и оценка заявленной неопределенности провайдером РТ?
По результатам обсуждения в рамках рабочей группы были отмечены преимущества программ РТ, которые запрашивают неопределенность измерений от участников: 1) возможность сравнить свою неопределенность с неопределенностью других участников или неопределенностью, которую устанавливает провайдер РТ; 2) возможность улучшить качество измерений; 3) обучение; 4) обнаружение проблем в лаборатории при реализации измерений.