Основной приоритетной задачей любой лаборатории является обеспечение качества выполняемых измерений.
Качество измерений представляет собой комплексное понятие и зависит от многих факторов: применения и обслуживания соответствующего оборудования, создания и поддержания требуемых условий проведения измерений, компетентности и квалификации персонала, правильности выбора и применения методик измерений, оценки и выбора поставщиков и субподрядных организаций и т.п. Воздействие всех этих факторов на качество измерений можно контролировать либо по отдельности (например, применение процедуры оценки поставщиков, входной контроль закупаемых материалов и комплектующих, метрологический контроль измерительного оборудования, подготовка и настройка оборудования перед выполнением измерений, контроль условий окружающей среды, валидация методик измерений и т.д.), либо совместно по результатам измерений, получаемым по методикам измерений. Последний вид контроля может проводиться самой лабораторией (так называемый внутрилабораторный контроль качества) или внешней компетентной организацией, например, провайдером проверок квалификации (внешний контроль качества).
В данной статье поговорим именно про особенности организации и проведения внутрилабораторного контроля качества.
Что такое контроль? Одним из определений термина «контроль» является следующее «выявление отклонений фактических параметров деятельности объекта от нормативных как одна из ведущих функций управления». Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения ее оптимального функционирования (измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами).